
В ноябрьском номере Forbes в цикле статей «Кризис: герои нашего времени» был опубликован материал о самом известном арбитражном управляющем России Эдуарде Ребгуне, «прославившемся» банкротством ЮКОСа. В этой статье черным по белому пропечатался совет: «Приходите к арбитражникам пораньше, когда еще можно что-то исправить. И вообще, банкротство - это естественная экономическая процедура, и не надо ее бояться. Эффективность процедур банкротства в Европе и Америке гораздо выше, чем в России, в основном благодаря ранним заявлениям самих должников».
Итак, что же в условиях финансового кризиса делать компаниям, оказавшимся в сложной ситуации? На этот и многие другие вопросы читателям National Business (которые не поленились в субботу прийти на своеобразный «ликбез» в буржуазное кафе «КабинетЪ») отвечает Игорь Кравченко, руководитель Тюменского комитета саморегулируемой организации арбитражных управляющих Межрегионального центра экспертов и Профессиональных управляющих и СРО «Развитие».
На встрече также присутствовали: Владимир Широков, генеральный директор строительной компании «ТУАНН»; Сергей Кириллов, генеральный директор компании «ТУАНН-Сервис, Валерий Гут. председатель совета директоров журнала National Business
Валерий Гут, National Business: цель встречи - пообщаться с экспертом и определить для многих из нас, как руководителей, что необходимо делать в 2009 году. Что нас ждет? Как надо готовиться к наихудшему развитию событий? Как сделать так, чтобы он не наступил?
Владимир Широков, ТУАНН: Для Нас очень актуальна тема банкротства. Недавно отозвали лицензию у Тюменьэнергобанка, клиентами которого мы являемся. По закону он даже не может взимать платежи по кредитам. Какая судьба ждет банк: процедура банкротства или процедура ликвидации? В чем разница? Какие действия нам нужно производить в этой ситуации?
Игорь Кравченко, МЦПУ: В банке сейчас работает временная администрация. Что происходит - полным ходом идет инвентаризация. просмотр документации, анализ финансового состояния предприятия. Выводы о том, кто виноват и что делать, - в компетенции местного ГУЦБ. Он может принять решение о дальнейшей судьбе банка. Владимир
Широков, ТУАНН: Каков порядок формирования реестра кредиторов в случае банкротства и как определяется порядок очереди на выплаты: кому первому, кому последнему?
Игорь Кравченко, МЦПУ: В первую очередь - вкладчики и только потом идут требования юридических лиц.
Владимир Широков, ТУАНН: Ну хорошо, банкам - банково, а нам хочется поговорить о строительных предприятиях. Как быть с подрядчиками, которые в результате неэффективной хозяйственной деятельности решились сейчас объявить себя банкротом, ссылаясь на кризис. А по факту - не желают выполнять свои обязательства. Такими действиями они в прямом смысле подрывают наш бизнес. Действительно ли такими действиями они могут закрыться от своих обязательств?
Игорь Кравченко, МЦПУ: Сейчас ситуации с банкротством будут развиваться в двух направлениях. С одной стороны, подать на банкротство — это эффективный способ взыскания долга, с другой - объявить себя банкротом может и тот, кто хочет уклониться от уплаты долга. Обе эти линии будут идти параллельно. Выиграет тот, кто подойдет к подобным вопросам наиболее быстро и профессионально. Будет действовать простой бытовой закон: кто первый - того и тапки. Почему важно первому инициировать процедуру банкротства в отношении ваших должников? Потому что так вы можете самым эффективным образом повлиять на возврат долгов. Подавайте на компанию-должника в арбитражный суд и вводите процедуру наблюдения.
Выбирайте себе саморегулируемую организацию с независимым арбитражным управляющим, от которого зависит очень и очень многое. Он работает официально и может помочь грамотно поработать с информацией, в том числе и с той, которую от вас так тщательно пытается спрятать должник. Если факт недобросовестных действий имеет место, то вы можете руководителя-должника привлечь к административной и даже уголовной ответственности, что является очень хорошим аргументом для расчета с вами. Кроме этого, я прогнозирую, что служба судебных приставов будет серьезно загружена работой, что может сказаться на их оперативности, и вы в любом случае вынуждены будете искать альтернативный способ взыскания долга. А право на подачу заявления о банкротстве должника у вас возникнет через месяц после предъявления исполнительного листа в службу судебных приставов. Владимир
Широков, ТУАНН: А как быть с ликвидностью? Сейчас имущество должника практически невозможно продать ни за номинальную, ни за сниженную стоимость. Все стремительно обесценивается, приближается к 10% от стоимости.
Игорь Кравченко, МЦПУ: Это общемировая проблема. Несколько лет назад я был в Германии, и там в строительной отрасли наблюдал такой же кризис, как у нас сейчас. Стройка остановилась из-за перенасыщения рынка, что у нас еще впереди, началась массовая волна банкротств, которые чаше всего инициировали именно банки. Разумеется, там тоже имущество простаивало, и его не могли продать сразу за номинальную цену. Но находились интересные варианты. Например, разбивали компании по частям, повышали их ликвидность и перепродавали даже с прибылью, а не с потерями.
Владимир Широков, ТУАНН: В общем, банкротство - это средство снятия стресса! (смеется).
Игорь Кравченко, МЦПУ: Иногда это вынужденная мера, которая необходима из-за «затяжной болезни. Оттого что вы долго сидите, болеете и не идете к врачу, вы здоровее не станете. Так что действовать все равно придется - хотите вы этого пли нет! Другое дело, какой способ решения своих проблем вы выберете ведь банкротство - это только одна из форм антикризисных мер. Часто слышу: «а что, теперь будет массовая волна банкротств? И кто же купит все эти строительные коробки?».
Но здесь срабатывает простая логика: если появляется проблема - рано или поздно находятся пути ее решения. В ситуации сегодняшнего кризиса нужно не забывать про один момент: если кредиторы будут вести себя пассивно, то должник, ссылаясь на кризис, может вообще обернуть эту ситуацию против них. Он просто будет махать рукой на сложившуюся ситуацию, фактически продолжая существовать за счет ваших ресурсов. А вы, выбрав осторожную позицию, можете сами обанкротиться из-за недостатка денежных средств.
Источник: Журнал National Business, №11, 2008 г.